ХОЧУ ПОНИМАТЬ МАНТРЫ - УЧЕБНИК САНСКРИТА

Выложен в свободном доступе исправленный .pdf последней редакции 
"Учебника санскрита" Кочергиной.     http://samskrtam.ru/uchebnik-sanskrita/

санскрит_учебник_кочергинв_джйотиашрам_640х820

"Учебник построен на оригинальных текстах (отрывки и отдельные предложения), взятых из эпических поэм (MahAbhArata II, III и RAmAyaNa I), из шастр и смрити (MAnava - DharmaSAstra VI, YAjVavalkya - SmRti II, Kau[ilIya - ArthaSAstra I), из прозы (PaVcatantra I, HitopadeSa) и поэтических произведений (KAlidAsa, BhartRhari) на классическом санскрите". 

Настоящий учебник знакомит с основами эпического и классического санскрита. Он рассчитан на интенсивное изучение санскрита под руководством преподавателя или самостоятельно.
При этом возможно знакомство с системой языка без овладения письмом devanAgarI. 
Учебник предназначен для языковедов и в первую очередь - для компаративистов, а также для специалистов в различных областях индологии и для всех, интересующихся Индией.


ПРЕДИСЛОВИЕ 

«Чудной язык! Дивлюсь и его строению,  
и обширной литературе, и легкости, 
и вместе трудности его изучения.» – 
П.Я.Петров, первый санскритолог Московского университета – 
В.Г.Белинскому (письмо от 12 августа 1836 года). 

Санскрит - древнеиндийский литературный язык, принадлежащий к индийской группе индоевропейских языков. Древнеиндийские языки отражены в памятниках нескольких исторических периодов; эти памятники различаются не только хронологически, но и функционально, и по диалектной основе их языков. Когда во II - начале I тысячелетия до н.э. на территорию Индостана вторглись с Северо-Запада индоевропейские племена ариев, они говорили на нескольких близкородственных диалектах. Западные диалекты легли, вероятно, в основу языка, отраженного в ведах (veda - священное знание) и называемого ведийским. 


Ведийский язык представляет собой самый ранний период древнеиндийского. Временем его становления ученые считают XV - Х века до н.э. На ведийском языке существуют четыре сборника (saWhita): Ригведа (Rgveda) веда гимнов, яджурведа (yajurveda) - веда жертвенных заклинаний, Самаведа (sAmaveda) - веда мелодий, звучаний и Атхарваведа (atharvaveda) - веда атхарвана (жреца огня), сборник заклинаний и заговоров. 

К каждому из четырех сборников примыкают более поздние по времени создания трактаты: Брахманы (brAhmaNa) - жреческие книги, Араньяки (AraNyaka - букв. "относящийся к лесу, лесной") - книги отшельников и Упанишады (upaniXad букв. "подседание (ученика к учителю)") - эзотерические учения, корпус текстов, венчающих религиозно-философскую традицию ведийского периода. 

К ведам были созданы четыре дополнения (upaveda), среди них - знаменитый трактат по медицине Аюрведа (Ayurveda) - веда здоровья или жизни. 

Восточные диалекты индоевропейского легли в основу древнеиндийского языка, который позже был назван санскритом (saWskRta - "обработанный, совершенный"). Он сохранился в многочисленных памятниках древней и средневековой литературы разных жанров. 

С середины I тысячелетия до н.э. по III - IV века н.э. складывались индийские эпические поэмы Махабхарата (mahAbhArata) - "Великая (битва) потомков Бхараты" и Рамаяна (rAmAyaNa) - "Странствия Рамы". Древнеиндийский язык этих поэм называют эпическим санскритом. Историко-культурное значение создававшихся веками памятников на эпическом санскрите огромно. Они были и остаются источником для изучения религии, философии, истории, мифологии древней Индии и продолжают питать литературу и искусство современной Индии. 

Эпические памятники были связаны с жанром Смрити (smRti - "память, воспоминание") - предания, к которым относятся также Пураны (purANa - "древний, старый") - собрания мифов и легенд. К ним примыкают и Тантры (tantra - "правило, свод") - класс произведений религиозного и магического содержания. 

Большинство санскритских памятников было создано на классическом санскрите - языке IV - VII веков. Это художественная литература разных жанров: проза - сборники рассказов и басен Панчатантра (paVcatantra) - "Пять руководств", Хитопадеша (hitopadeSa) - "Доброе наставление" и другие, а позже - средневековые индийские романы Дандина, Субандху и Бана; лирическая поэзия, стихотворные афоризмы и поэмы; драматургия - пьесы Бхасы (III в.), Шудраки (V в.), Калидасы (IV - V вв.); произведения Бхартрихари (V - VI вв.) и другие. 

На классическом санскрите сохранилась разнообразная научная литература: труды по философии - изложение шести ортодоксальных систем индийской философии, трактаты по поэтике и теории драмы, шастры (SAstra) - сборники заповедей по разным отраслям знания, в которых зафиксированы этические и правовые нормы общества древней и средневековой Индии. 

Традиции устной передачи текста еще раньше привели к появлению особого стиля изложения научной и ритуальной литературы, предельно сжатого, рассчитанного на заучивание наизусть - к появлению сутр (sUtra). Даже в XI веке моралист и философ Кшемендра использовал форму сутр в своих произведениях. 

На санскрите писались труды по естественным наукам - по медицине, математике, астрономии и астрологии, по химии. Особое место среди памятников на древнеиндийском занимают труды по языкознанию - лексикографические работы, описания звукового состава и грамматического строя языка. Работы многочисленных грамматистов были в V - IV вв. до н.э. систематизированы ученым Панини (pANini) в трактате "Восьмикнижие" (aX[AdhyAyi). В труде Панини зафиксированы языковые нормы, соблюдение которых позже становится обязательным в литературных произведениях на классическом санскрите. 

санскрит_урок_кочергина_джйотиашрам_640х820

Термин "санскрит" употребляется в узком и в широком смысле. В узком смысле он подразумевает эпический и классический язык, в широком смысле (включая ведийский) употребляется как синоним древнеиндийского. Мы употребляем этот термин в узком смысле.

Санскрит как литературный язык на протяжении многих веков сосуществовал и взаимодействовал с другими индийскими языками - с поздним ведийским, со среднеиндийскими языками, с дравидийскими языками (языки Юга Индии). На среднеиндийских языках пали (pAli) и пракритах (prAkRta - букв. "необработанный, естественный") проповедывались учения неортодоксальных философских систем Индии - буддизма (на пали) и джайнизма. Среднеиндийские языки уступали санскриту как выразителю более древней и богатой культурной традиции и подвергались его мощному воздействию. Санскритизация среднеиндийских языков привела к созданию буддийского гибридного санскрита и джайнского санскрита. Они, как и формы позднего санскрита, представляют собой явления псевдоисторической эволюции языка. 

Санскрит сыграл исключительно важную роль в Индии как язык культурного единства страны. До сих пор изучение санскрита входит в систему традиционного индийского образования. Санскрит используется как язык богослужения в индуистских храмах; на санскрите издаются газета и журналы; ученые ведут на нем переписку; санскрит признается рабочим языком на научных санскритологических конференциях. Литературное и научное наследие на санскрите тщательно хранится, исследуется и переиздается учеными современной Индии". 
.........................................

Благодарность - к.ф.н.Марцис Гасунс 

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...