О Ханумане

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба утверждает, что древнеиндийский эпос «Рамаяна» содержит в себе примеры праведного поведения в любых жизненных ситуациях; в нем разъясняется смысл человеческой жизни, он учит, как управлять государством и людьми, как создавать законы, способствующие их духовном прогрессу и процветанию. По его словам, «Сказание о Раме – не рассказ об отдельной личности, это – история всей Вселенной». Каждый персонаж в «Рамаяне» – глубоко символичен. Не стал исключением и такой необычный герой, как Хануман – получеловек-полуобезьяна. Одно из своих выступлений, состоявшееся 1 февраля 1977 года в Бриндаване, Сатья Саи полностью посвятил Хануману. Ниже приводится текст этого выступления.

"У Ханумана мысли, слова и дела никогда не расходились между собой, и потому он был велик во всем – обладал выдающейся физической силой, абсолютным бесстрастием, а также отличался праведностью и моральной чистотой. Среди других персонажей Рамаяны он сияет, подобно бесценной жемчужине. Он был большим ученым, знавшим девять систем грамматики, изучившим четыре Веды (священные писания Индуизма) и шесть Даршан (систем индийской философии). В Гите говорится, что истинный ученый – это тот, «кто видит Единое Божественное Начало во всех и во всем». В этом Хануман являлся прекрасным примером для других. Он никогда не гордился своими знаниями и был воплощением смирения, присущего истинной праведности и мудрости. Он осознавал, что Принцип Рамы, или Атмарама, озаряет своим светом все живые существа, и почитал Его больше всего на свете.


Когда Рама и Лакшмана бродили по джунглям, пытаясь отыскать следы Ситы, дорога привела их к подножью горы Ришьямука. Они присели в тени густых деревьев, печальные и усталые. Владыка ванаров Сугрива и его верный помощник Хануман заметили их с вершины горы. Сначала Сугрива испугался, подумав, что это соглядатаи, посланные его братом Бали, поклявшимся вечно мстить ему. Но потом он решил, что это могут быть и его приверженцы. Тогда Хануман предложил спуститься с горы и узнать, кто эти незнакомцы и зачем они пришли. Он посоветовал Сугриве не делать поспешных выводов, ибо это могло привести к нежелательным последствиям.

Хануман заговорил с незнакомцами мягко и вежливо. Рама был поражен его безупречным санскритом[1]. Братья с готовностью ответили на все его вопросы, и Хануман смог убедиться в их добрых намерениях. Он предложил доставить братьев к своему господину, царю ванаров. Благодаря лицезрению Рамы и Лакшманы, Хануман получил избавление от всех грехов, прикосновение к божественным братьям  сожгло дотла всю его плохую прошлую карму, а беседа с ними наполнила его душу блаженством. Подобное происходит со всеми, кому довелось удостоиться непосредственного общения с Господом. В результате встречи Рамы и Сугривы, находящихся в сходном положении, между ними было заключено дружеское соглашение, и они заверили друг друга во взаимной поддержке при решении всех проблем.

Хануман стал посланником Рамы. Существует три вида посланников: первые – не понимают приказов своего господина и не пытаются их понять, а потому приносят больше вреда, чем пользы; вторые – делают только то, что им поручено; третьи – хорошо понимают смысл и значение приказов своего господина, и выполняют его поручения даже тогда, когда для это им приходится прилагать неимоверные усилия. Ханумана можно отнести к третьему виду посланников. Он не отступал от намеченной цели, какие бы препятствия перед ним не возникали, и возвращался назад лишь тогда, когда сам был доволен результатом своей миссии.


Как только Хануман получал приказ, он ощущал новый прилив энергии и уверенность в том, что раз Рама доверил ему исполнить поручение, то он даст ему достаточно сил, ума и смелости, чтобы его исполнить. Он никогда не сомневался в своих способностях и возможностях. То, что Рама обращался к нему с просьбой, вдохновляло его на подвиги, и наделяло духовными и физическими силами. Для того чтобы электрический кабель, состоящий из пластикового покрытия и заключенного в нем медного провода, исправно служил, необходимо, чтобы и провод, и покрытие были хорошего качества. Точно также, тело и заключенный а нем Дух, должны всегда быть в полном порядке и готовности. И эту готовность вселяли в Ханумана поручения Рамы. Возможность видеть Раму, т.е. его даршан, даровали Хануману невероятную энергию и силу, иначе как бы он смог перелететь через огромное водное пространство отделяющее Ланку от Индии? Ведь эта задача казалась не по силам даже Джамбавану, Ангаде и другим героям-ванарам, не отважившимся на такое рискованное дело. А Хануман совершил его, просто повторяя имя Рамы.

Молодому поколению индийцев следует обратить особое внимание на то, как жил Хануман. Он никогда не раздумывал, сумеет ли выполнить порученное ему задание, не взвешивал все «за» и «против». Его не интересовало, почему именно он избран для этой миссии. Когда Рама попросил его отыскать Ситу, Хануман подумал: «Зачем я буду сомневаться и прикидывать, есть ли у меня шансы на успех? Если Рама поручил мне это дело, значит, он отвечает и за его успех». И Хануман решил молиться и делать все, что в его силах. Когда он летел через океан, из воды вдруг выросла гора и пригласила его отдохнуть на ее вершине, но Хануман отказался от этого предложения. Потом из океанских глубин возникла демоница и предложила сразиться с ней, но он отбросил ее в сторону и полетел дальше. Хануман стремительно летел по небу, как стрела, пущенная из лука Рамы. Его смелость опиралась на фундамент уверенности в своих силах. На нем он воздвиг стены внутреннего спокойствия; крышей же служило самопожертвование, и это здание стало его домом, в котором он вкусил блаженство самопознания.


Вот прекрасная иллюстрация преданности Ханумана Раме. В ночь перед выступлением на Ланку, когда строительство моста было завершено, Рама прилег на прибрежный морской песок, а вокруг него собрались Сугрива, Хануман, Вибхишана, Джамбаван, Ангада, Наль, Ниль и другие. Луна изливала на них свой мягкий свет, и голова Рамы покоилась на коленях Лакшманы. Неожиданно Рама спросил, что за пятно виднеется на поверхности луны. Каждый попытался найти ответ. Один предположил, что это тень, отбрасываемая землей, другой – что это впадина или расселина на лунной поверхности, кто-то сказал, возможно, это огромная груда камней или куча земли. Рама обратился к Хануману, все это время хранившему молчание, и спросил его мнение. Тот заявил, что это на поверхности луны отражается восхитительный лик Рамы. Хануман обладал удивительной способностью видеть Раму всюду, куда бы ни падал его взор.

Хануман изображается в виде обезьяны, а обезьяны по своей природе игривы и своенравны. Слово «обезьяний» стало синонимом переменчивости и непостоянства. Но Хануман совсем не был непостоянным. Ведь он вел свое происхождение от богов и потому был наделен божественными качествами, о которых пишется в Гите. Он испытывал блаженство, созерцая Раму, и полностью владел своими чувствами. От него исходило божественное сияние. Его жизнь основывалась на сатье (истине) и дхарме (праведности), к этому он призывал и своих друзей, вдохновляя их личным примером.

Из трех гун (природных качеств): саттвы (уравновешенности), раджаса (страстности, импульсивности) и тамаса (бездеятельности, лени), раджас – представляет собой качество, с которым нужно быть очень осторожным, ибо оно порождает каму (плотскую страсть). Страсть сгубила Равану, который был великим императором, ученым, и прославленным героем. Страсть может подавить в человеке все его добродетели, и он опустится на уровень животного. Гнев является еще одним порождением раджаса, он может полностью лишить вас разума. Обычно гнев сравнивают с ненасытным пламенем, утолить голод которого невозможно, он постоянно требует все больше и больше пищи.


У Ханумана не было страстных желаний, он также не отличался и гневливостью. В поисках Ситы он вынужден был проникнуть на женскую половину дворца Раваны, и там ему пришлось рассматривать спящих женщин, среди которых он пытался найти похищенную супругу Рамы, известную ему лишь по описанию. Для Ханумана это оказалось тяжелейшим испытанием. Рассматривая женщин, он почувствовал себя оскверненным и испытал такие угрызения совести, что ему было стыдно предстать после этого перед Рамой. Хануман даже начал думать о самоубийстве. Однако, утешая себя тем, что выполняет приказ Рамы, которому обязан подчиняться, Хануман продолжил поиски. Он думал о каждой женщине, как о своей матери, и успокаивал себя тем, что разыскивает свою мать, а не Ситу. Этот случай является прекрасным примером для современной молодежи.


По случаю коронации Шри Рамы в Айодхье делали подарки всем советникам, царским гостям, друзьям и помощникам Рамы: Вибхишане, Сугриве, Джамбавану, Налю, Нилю и другим. Только Хануман ничего не получил. Сита, которая была спасена благодаря его самоотверженности и героизму, любви и преданности, заметив это, очень огорчилась. Она поделилась своими чувствами с Рамой, сидевшим рядом на троне. Рама сказал, что она может сделать Хануману любой подарок. Тогда она сняла с себя жемчужное ожерелье и вручила его Хануману. Тот сразу же принялся стаскивать с нити жемчужины и раскалывать их зубами одну за другой. Проделав это с каждой жемчужиной, он разочарованно отбросил ожерелье прочь. Сита даже изменилась в лице и шепнула Раме, что Хануман и в самом деле всего лишь обезьяна. Когда Ханумана попросили объяснить причину столь странного поведения, он ответил: «Я проверял, не зазвучит ли из жемчужин, если их раскусить зубами пополам, имя «Рама». Но это не произошло, и потому я выбросил ожерелье. Все, что не содержит в себе имя «Рама», для меня бесполезно».

Ожерелье со следами зубов Ханумана

Тогда Агастья, один из прославленных мудрецов, присутствовавших во дворце, задал Хануману следующий вопрос: «Хануман, ты заявляешь, что не хочешь иметь то, что не содержит в себе имя «Рама». Но тогда что ты скажешь о своем теле? Звучит ли в нем имя Рамы?» Хануман принял вызов, вырвал один волосок со своей груди и поднес его к уху мудреца. И представьте себе, этот волосок непрерывно повторял «Рама, Рама, Рама…» Преданность Ханумана своему господину была такой глубокой и искренней, что проявлялась даже на телесном уровне. Вот почему ему всегда и во всем сопутствовал успех.

Когда закончились торжества по случаю коронации, Сита, Рама и остальные сели вместе и предались воспоминаниям о пережитом. У всех было только одно желание – служить Раме. Больше всего к этому стремились Бхарата и Шатругна. Они составили список услуг, которые могли бы оказывать Раме, и разделили их между присутствующими. В тот момент Ханумана с ними не было, когда же он вернулся, братья объявили ему с некоторой долей злорадства, что все услуги, которые можно оказать Раме, уже поделены между ними, и Хануману ничего не осталось. Рама также присутствовал при этом и с интересом наблюдал за происходящим. Хануман ужасно огорчился и стал умолять своих «соперников», чтобы они еще раз проверили список – может быть хоть какое-то маленькое дело осталось и для него? Но ничего подходящего не нашлось, и список вручили Хануману, чтобы он сам мог в этом убедиться. Однако Хануман, к своей великой радости, сумел обнаружить услугу, о которой все забыли. В те времена существовал обычай – когда человек зевал, перед его открытым ртом кто-нибудь щелкал пальцами. Конечно, зевающий мог и сам справиться с такой задачей. Но поскольку дело касалось Рамы, императора Айодхьи, то все посчитали, что щелкать пальцами перед своим ртом было бы ниже его достоинства. Поэтому Хануман и попросил, чтобы это разрешили делать ему. Остальные согласились, подумав, что Рама не так уж часто зевает. Тем не менее, для Ханумана это было даром свыше. Ведь теперь он мог постоянно находиться рядом с Рамой и любоваться им, потому что никто не знал, когда именно он зевнет!


Это, конечно, также было милостью Рамы – разве что-нибудь происходит без ведома Господа или вопреки Его плану. Рама показал, что никто и ничто не может разлучить с Богом того, кто предан Ему всей душой!"
Бриндаван, 01.02.1977

[1] древнеиндийский язык

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...